Победить болезнь, старость и смерть! И построить Царство Солнца!

2005. Новая Реформация. Возможна ли она?

2005. Новая Реформация. Возможна ли она? 5.10.2005 — 13.10.2005

Мои посты на форуме христианского (протестантского) портала Inviktoryrg

Тема:

«России необходима Новая Реформация, и она должна начаться с каждого из нас»

(ветка не найдена)


1. Европейская Реформация и Русский Раскол


Реформация 16-17-го веков в Западной Европе сопровождалась страшнейшими кровопролитиями, как со стороны светской и религиозной власти, так и со стороны восставшего народа. Крестьянская война в Германии, и во всей Центральной Европе (описанная, в частности, Энгельсом), была едва ли не более мощным народным восстанием, чем Великая Французская революция, сопоставимая и по накалу страстей, и по количеству жертв.


И когда заходит речь о Реформации — невольно вспоминаешь об этих жертвах…


Можно ли их избежать в дальнейшем, при грядущих исторических событиях?..


Необходимо разобраться…


У Европейской Реформации богатейшая и огромнейшая история и предыстория (и будет затем интересно сравнить её с Русским Расколом)...


Огромное воздействие на духовную подготовку будущей Реформации оказала средневековая мистика, и особенно немецкая мистика.


Хильдегарда Бингенская (1098-1179), немецкая монахиня, аббатиса бенедиктинского монастыря, святая, пророчица, визионерка, создательница книг мистических видений, в частности, с видением Софии, описавшая свою картину Вселенной, создательница трудов по естествознанию и медицине, духовных стихов, песнопений, оказавшая очень большое влияние на средневековую музыку, создавшая собственный тайный язык, вела активную переписку и поражала своими откровениями и римских пап, и императоров, и аббатов, и епископов, и простолюдинов. Её пытались объявить еретичкой, и что её видения были внушены ей дьяволом; но в ней была такая духовная сила, которая обезоруживала её врагов и критиков.


Огромное влияние на раннее реформаторское движение оказали идеи монаха цистерцианского ордена Иоахима Флорского (1132-1202) в Южной Италии, с его проповедью Третьего Завета и Вечного Евангелия и грядущего Царства Святого Духа, с его критикой церковной католической иерархии, которая погрязла во лжи, праздности и роскоши, и на смену которой должны придти народная Церковь Духа и изначальный «евангельский коммунизм» (или «апостольский коммунизм»).


Майстер Экхарт (1260-1328), знаменитый немецкий мистик, теолог, философ-пантеист, диалектик, создатель немецкого философского языка, учил о пребывании Бога во всём существующем и о тождестве глубин человеческого духа и изначальной транс-персональной Божественности, невыразимой и неизобразимой никакими обычными средствами. 


«Братья и сёстры свободного духа»бегарды и бегинкивальденсы — это всё были, распространявшиеся по всей Европе, средневековые мистические коммунистические секты, странствующие проповедники и проповедницы, жившие общежительными общинами, отрицавшие частную собственность и проповедовавшие социальное равенство и братство по примеру первых христиан. 


Маргарита Поретанская (1250-1310), тесно связанная с «Братьями и сёстрами свободного духа» французская монахиня-бегинка, мистическая писательница, чей труд «Зерцало простых душ» был переведён со старо-французского на многие европейские языки и активно распространялся, была признана католической церковью еретичкой, её книга была сожжена в 1306 году, а сама она, по приговору инквизиции, была сожжена в Париже на Гревской площади в 1310 году. В 20 веке она была признана одним из крупнейших мистиков Средневековья.


Павликианебогомилыкатарыпатареныальбигойцы — это были мощные средневековые религиозные движения, где христианство толковалось в духе манихейства с его резким и непримиримым дуализмом добра и зла, Бога и Сатаны. В этом духе понималась и непримиримость классовой борьбы между богатыми и бедными, господами и рабами, властвующими и подвластными.


Адамиты — проповедовали и практиковали священность наготы человеческого тела, утверждали, что одежда отделяет человека от Бога и от Природы, а также только мешает людям понимать и любить друг друга, мешает любви, как священной божественной силе, проявлять себя и быть свободной.


Все эти народные религиозные движения и секты беспощадно преследовались католической церковью как еретические, против них объявлялись крестовые походы, поголовно уничтожались целые поселения, на кострах инквизиции сжигались тысячи людей, мужчин и женщин. 



Восстание Дольчино и Маргариты


В Северной Италии в конце 13-го века под влиянием проповеди Герардо Сегарелли возникла революционная коммунистическая секта «Апостольские братья». Ремесленник из Пармы Сегарелли продал всё своё имущество, раздал все деньги нищим, оделся в белые одежды и стал проповедовать идеи иоахимитов, общность имущества и всеобщее равенство, обвиняя церковные и светские власти в предательстве учения и дела Христа. Его сожгли на костре в 1300 году. После его публичной казни возмущённый народ разгромил дом инквизитора.


После смерти Сегарелли общину «Апостольских братьев» возглавили его ученик Дольчино и его сподвижница Маргарита Бонинсенья (оба люди образованные и из знатных родов). Они выступали за всеобщую социальную справедливость и за полное равенство мужчин и женщин. Женщины в их общине могли проповедовать и быть воинами, наравне с мужчинами, что привлекло в их ряды множество девушек и молодых женщин, к особому возмущению духовных и светских властей.


«Апостольские братья» подняли народное восстание, которое распространилось на многие области Северной Италии, и против которого папа римский объявил крестовый поход, как против опаснейших еретиков (участникам папского войска были выданы индульгенции, где заведомо прощались все их возможные грехи при уничтожении «дьявольской ереси»). 


Восставшие были вынуждены уйти в горы, стойко обороняясь; после чего их, в конце концов, осадили на горе Рубелло в пьемонтских Альпах, где они устроили укреплённый лагерь, и где им пришлось выдержать, в голоде и холоде, длительную и мучительную осаду, пытаясь спасти от неминуемой и лютой казни и беспомощных стариков, и детей, питаясь зимой отваром из веток берёзы и ивы.


Восстание было подавлено в 1307 году с особой жестокостью. Дольчино и Маргарита были схвачены и подвергнуты страшным пыткам. Беременную Маргариту сожгли на медленным огне на глазах у Дольчино, после чего его рвали на куски раскалёнными щипцами, а потом сожгли. По другим источникам, их обоих методично разрубили на куски, сначала Маргариту, потом Дольчино, а затем их останки сожгли. Подобным же образом были казнены и их сообщники, около 150 человек, из которых на суде инквизиции, даже после самых страшных пыток, никто не отрёкся от своих убеждений.


В народном итальянском фольклоре Дольчино и Маргарита стали сказочными героями.


В 1907 году по инициативе рабочих организаций на горе Рубелло в их память был воздвигнут обелиск высотой 12 метров. При фашистском режиме Муссолини он был разрушен, но позднее восстановлен, хотя и в более скромных размерах, в виде креста в круге на прямоугольном постаменте (Крест и Круг можно понимать и как единство Бога и Мира, и как единство мужского и женского начала, как в человеческом обществе, так и во всём Мироздании).



Джон Уиклиф и лолларды


В Англии Джон Уиклиф (1324-1384), священник-диссидент, философ, богослов, профессор в Оксфорде, стал выступать против роскоши и привилегий духовенства, за возвращение к истинам Евангелия. Он создал целую школу странствующих проповедников, посылая их с проповедью Евангелия в самые широкие и самые обделённые народные массы. Он перевёл Библию на старо-английский язык и требовал, чтобы священники обращались с проповедью к народу на их родном языке, излагая основы Евангелия. 


Он говорил, что если возникают разногласия между Библией и церковью, то надо следовать Библии, и если возникают разногласия между совестью и человеческим авторитетом, то надо следовать голосу собственной совести.


Проповеди Джона Уиклифа и его последователей оказали большое влияние на «еретическое» движение лоллардов в Англии и за её пределами, и на анти-феодальное народное восстание Уота Тайлера в 1381 году, в котором участвовало много лоллардов.


Джон Уиклиф умер от инсульта. Позже он объявлен церковью еретиком, посмертно отлучён от церкви, его прах был выкопан из могилы и сожжён.



Ян Гус, гуситы и табориты


Ян Гус (1375-1415) — проповедник, мыслитель, ректор Пражского университета, идеолог чешской Реформации, национальный герой чешского народа. Происходил из бедной крестьянской семьи. Он был горячим сторонником идей Джона Уиклифа, благодаря очень тесным связям Пражского университета и университета Оксфорда.


Он проповедовал на народном чешском языке, собирая множество народа на свои проповеди; и он учил, что:


1). Нельзя слепо следовать авторитету церкви и светской власти, а надо учиться думать и поступать самостоятельно.

2). Власть, которая нарушает заповеди Бога, не может быть признана законной.

3). Богатство, приобретённое несправедливо, есть воровство и грабёж.

4). Прощение грехов достигается только через искреннее сердечное покаяние каждого верующего, а не через покупку навязываемых народу папских церковных индульгенций.

5). Каждый христианин, как ученик Самого Христа, должен искать правду, говорить только правду и жить по правде, даже рискуя своим благополучием, спокойствием и самой жизнью.


За свои проповеди Ян Гус был объявлен еретиком и отлучён от церкви, его проповеди были запрещены, а его книги были собраны и сожжены. Позднее он был арестован на Констанцском церковном соборе и посажен в темницу на хлеб и воду, где и устно, и письменно в последний раз отказался отречься от своих убеждений.


В 1415 году Ян Гус, по приговору Констанцского собора, и не смотря на данную ему германским императором охранную грамоту, был осуждён как еретик и сожжён на костре.



Казнь Яна Гуса вызвала массовые народные возмущения и привела к долгим и кровопролитным Гуситским войнам (1419-1434), распространившимся на всю Центральную Европу. Символом всех гуситов стала Чаша Причастия, изображённая на их знамени (некоторыми толкуется как Святой Грааль).


Радикальным крылом гуситов стали табориты, которыми руководил народный вождь и полководец Ян Жижка. Табориты ввели много новшеств в военную тактику, научились быстро создавать передвижные крепости из построенных в кольцо повозок («вагенбурги»), стали употреблять мобильную артиллерию (бомбарды) на повозках и очень активно использовали ручное огнестрельное оружие (аркебузы), нанося большой урон тяжёлой императорской рыцарской коннице и пехоте наёмников ландскнехтов.


На помощь таборитам прибыли войска из Великого Княжества Литовского и Русского, и они восемь лет вместе с таборитами сражались против имперских войск, против немецких и венгерских крестоносцев и отразили четыре крестовых похода.


Всего император «Священной Римской империи германской нации» король Сигизмунд организовал против гуситов пять крестовых походов, в которых участвовали немецкие, австрийские, венгерские, польские рыцари, итальянские и силезские наёмники, и многие другие силы.


Умеренные гуситы, «чашники», заключили союз с католиками, и в 1434 году в битве под Липанами армия таборитов была разгромлена. Вскоре было уничтожено и польское гуситское движение. В 1436 году Чехия приняла условия императора Сигизмунда.



Наиболее прямыми и мирными последователями учения Яна Гуса являются Моравские братья, чья миссионерская деятельность известна по всему миру. Особо интересным моментом в их учении является тезис о «мгновенном обретении веры» в результате глубочайшего духовного потрясения (как у апостола Павла, что описано в Деяниях Апостолов); позже это положение усвоил Джон Уэсли, основатель методизма(напрашивается сравнение с «мгновенным просветлением» в дзен-буддизме и с обретением экзистенциального опыта в результате прохождения через «пограничную ситуацию» у Карла Ясперса).



Мартин Лютер и Реформация в Германии


Реформация в Германии началась в 1517 году, когда Мартин Лютер (1483-1546), монах-августинец, профессор философии и доктор теологии, в ответ на папскую буллу о прощении грехов с помощью покупки «грешниками» папских индульгенций, прибил к воротам замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые «95 тезисов» с приглашением к научной дискуссии.


Эти тезисы мгновенно разлетелись по всей Германии и произвели огромное возбуждение во всех слоях немецкого общества.


Лютер настаивал на том, что человек оправдывается и спасается только верой, а не совокупностью всех церковных обрядов. После диспута в Лейпциге папа римский предал его анафеме, отлучил от церкви, и он был объявлен еретиком; но Лютер уже успел приобрести множество сторонников и покровителей. В 1520 году он публично сжёг папскую буллу с его проклятием и отлучением от церкви, и призвал весь немецкий народ к борьбе с папским засильем как с явлением анти-христианским.


Лютеру пришлось долго и тайно, в глубокой конспирации, скрываться в замке Вартбург своего сторонника курфюрста Фридриха Саксонского, где он совершил настоящий духовный подвиг: перевёл Библию с латыни на немецкий язык. Немецкая Библия Лютера считается основой немецкого литературного языка.


По преданию, дьявол очень мешал Лютеру в его работе над переводом Священного Писания, так, что однажды Лютер запустил в него чернильницей. В замке Вартбург до сих пор показывают туристам пятно на стене от этой чернильницы.



Также многие считают подвигом Лютера его женитьбу в 1525 году, в 42 года, на беглой 26-летней монахине по имени Катарина фон Бора.


Катарина происходила из саксонского дворянского рода. Она успела получить, ещё с детства, в бенедиктинском и цистерцианском монастырях неплохое образование. Познакомившись с трудами Лютера, она с подругами решили бежать из монастыря, чтобы примкнуть к рядам протестантов. Она обратилась за помощью к самому Лютеру, и тот прислал им в их монастырь повозку с бочками из-под сельди, в которые и спрятались 12 мятежных монахинь, включая Катарину. 


Операция была не шуточная, так как в случае неудачи девушкам реально грозила смерть, и со стороны церкви, и со стороны светской власти, и со стороны их семей. Лютер отвёз их в Виттенберг и всем подыскал «порядочных мужей».


Катарина жила какое-то время у художника Лукаса Кранаха Старшего, кисти которого принадлежат портреты Лютера и Катарины. После того, как Катарина отвергла сватовство нескольких потенциальных женихов, Лютер женился на ней сам. 


Они поселились в бывшем августинском монастыре, который курфюрст Иоганн Твёрдый предоставил в их распоряжение, и где она стала разводить скот, варить пиво и заниматься прочим хозяйством. Она была хорошей помощницей мужу во многих житейских и духовных делах. В браке у них родилось шестеро детей: 3 мальчика и 3 девочки.


После смерти мужа в 1546 году, из-за очередной войны между католиками и протестантами, Катарина была вынуждена бежать с детьми в Магдебург. Вернувшись в Виттенберг, она обнаружила, что всё её хозяйство полностью разорено. Ей ещё пришлось там потом пережить и голод от неурожая, и эпидемию чумы.


Уехав в Торгау, она в 1552 году, в 53 года, умерла от последствий ДТП на тогдашней дороге.



Уже были изобретены, благодаря Гутенбергу, и очень активно работали, печатные станки; и БиблияЛютера стала настоящей «духовной бомбой», которая взорвала не только Германию, но и всю Западную Европу, став и величайшим откровением, и настоящей народной книгой, призывающей равно и к духовному, и к социальному идеалу. Католическое духовенство не зря опасалось проникновения Библии в народные массы, на понятном для всех языке.


В Библии трудящиеся массы увидели для себя радикальную программу не только духовной, но и социальной, и политической революции (ссылаясь особенно на Деяния Апостолов и на послания апостола Павла).



Анабаптисты


Мартин Лютер страстно проповедовал «революцию веры», но он был противником политического радикализма. Однако, широко и бурно поднявшееся народное движение анабаптистов («перекрещенцев») приняло гораздо более радикальный социальный характер. Идеи наиболее революционного крыла анабаптистов — это  теократический коммунизм и апокалиптический коммунизм.


Анабаптисты требовали «крещения по вере», не в младенчестве, а только в сознательном возрасте, а также полного упразднения класса духовных и светских господ, всякой эксплуатации и имущественного неравенства, требовали совершенного социального равенства и всечеловеческого братстваобщности имущества (описанного в Евангелии, в Деяниях Апостолов) и, очень часто, «общности жён» или многожёнства.


Знаменитая Мюнстерская коммуна анабаптистов пошла в этом отношении особенно далеко (у её руководителя Иоанна Лейденского было 18 жён). 


Восставшие, крестьяне и ремесленники, громили католические церкви и монастыри, убивали священников и монахов, захватывали немалые монастырские земли. 


Всё это оправдывалось текстами из Библии, которые трактовались в апокалиптическом духе и в ожидании Царства Божьего, которое должно было стать и царством полной социальной справедливости.



Томас Мюнцер и его мистический коммунизм


Томас Мюнцер (1490-1525) учился в Виттенберге и стал священником. Изучал, как и Лютер, немецких мистиков. С начала Реформации и Крестьянской войны уверовал в наступивший Апокалипсис и в идею установления Царства Божьего на земле (хилиазм), призывал к борьбе за «царство святых», «общую свободу» и «общую пользу».


Он говорил, что Бога может познать только тот, кто истерзан сердцем, кто в поисках истины и справедливости прошёл через величайшие душевные бури, и кто пережил то, о чём говорили Христос и апостолы, не в силу преклонения перед церковным авторитетом, а как собственное внутреннее откровение, которому и необходимо следовать, слушая голос своего сердца и своей совести, которая не может ошибаться.


Он проповедовал в городах и церквях Германии и в Праге, громил «попов и обезьян», призывал к возвращению к изначальным истинам Евангелия, к учению Христа и апостолов, к общности имущества и ко всеобщему равенству и братству, как это было изначально в Апостольской Церкви. И он стал очень популярен как талантливый и пламенный оратор среди ремесленников, городских низов и крестьян, приобретая множество сторонников, среди которых было много анабаптистов.



В начале 1525 года Франкенхаузен стал центром народного восстания в Тюрингии. Восставшие в городе захватили ратушу и сожгли долговые документы. Был выбран народный «христианский магистрат» (почти что «советская власть»). Крестьяне громили феодальные замки и монастыри, захватывали господские земли. 


10 мая Мюнцер выступил из Мюльхаузена к Франкенхаузену сначала с отрядом в 300 человек. Они шли под радужным флагом, на котором было начертано: «Слово Господне пребудет навеки». По пути к ним присоединялись восставшие крестьяне и остатки уже разгромленных отрядов из других областей.


Затем он стал во главе одного из войск восставших, состоявшего из 8000 крестьян, которые не имели конницы и были очень плохо вооружены. Они заняли позиции на возвышенности под городом, за баррикадами из телег, куда были позднее перенесены пушки с городской стены. 


14 мая 1525 года утром восставшие отразили три атаки соединённой армии католических князей. Было заключено перемирие, воспользовавшись которым осаждавшие подтянули новые силы, включая мощную артиллерию, расположив её на выгодных позициях. Осаждённые не смогли получить никаких серьёзных подкреплений.


15 мая хорошо вооружённая и подготовленная княжеская армия, силами не менее 6 тысяч человек, включая артиллерию, рыцарскую кавалерию и пехоту ландскнехтов, внезапно нарушив согласованное перемирие, яростно напала на лагерь повстанцев, которые не успели стать в боевые порядки и оказать организованное сопротивление. Началась паника и бегство.


Было убито не менее 6000 крестьян, 600 человек взято в плен, из которых на следующий день было казнено 300 человек.


Томас Мюнцер был ранен, пытался укрыться в городе, но был найден, схвачен и подвергнут допросам и пыткам. 


25 мая 1525 года он был обезглавлен (ему было 35 лет).


Маркс и Энгельс называли Томаса Мюнцера революционером и коммунистом (пусть даже и мистическим коммунистом).


В ГДР Томас Мюнцер стал национальным героем. Его портрет был на банкноте в 5 франков. О нём было написано множество научных и художественных книг, о нём ставились пьесы, снимались фильмы.


+ + +


Церковный Раскол в Московской России 17-го века


Европейская Реформация и Русский Раскол имеют и много общего, и очень много отличий. И самое фундаментальное отличие заключалось в том, что протестанты (не считая примкнувшим к ним по мирским причинам) действительно искали Истину, искали «крещения по вере» и «рождения свыше», это была реформа, по сути своей, не формальная, а транс-формальная. А реформатор российский патриарх Никон, как и сам царь Алексей Михайлович, искали, по сути дела, за своими формальными реформами мирской корысти и мирской власти.


Сходство невольно отмечается, прежде всего, в чрезвычайном ожесточении религиозных споров, которые приводили к кровавым столкновениям, репрессиям и казням. А различие — в явно гораздо более слабой теологической, идеологической и социально-политической проработке выдвигавшихся при этом программ в Московском царстве, что в верхах, что в низах, так как настоящего благодатного духовного творчества здесь не было ни у новаторов, ни у консерваторов.


Если у европейских протестантов была цель перевести Библию на народные языки, чтобы постичь суть заключающегося в ней Откровения, и чтобы жить согласно с ним, то у наших духовных деятелей, что у старообрядцев, что у никониан, и речи не было о переводе на тогдашний народный русский язык ни Священного Писания (Ветхого и Нового Завета), ни Священного Предания (догматических решений Вселенских Соборов и богословских сочинений Святых Отцов), речь шла лишь о «справе» сугубо вторичных, «технических» богослужебных текстов, детально описывающих всю совокупность обрядовой стороныдела, точное и буквальное следование которым и считалось спасительным для православного христианина.


В реформах Никона, с благословения царя Алексея Михайловича, не было настоящего духовного поиска, поиска подлинной экзистенциальной религиозности (как это было в Европейской Реформации), соответсвенно, не было и настоящего духовного творчества, равно не было, и не могло быть, любви, без которой нет, и не может быть, религии и веры, равно и церкви как единой духовной семьи. 


Причины церковных реформ в Московском царстве были, по сути, чисто мирские, лишь оболочка их была религиозной, и все честные и искренние люди, действительно желающие Правды и радеющие за неё, во всех классах тогдашнего русского общества, это если не поняли, то почувствовали, почувствовали самим сердцем, и воспротивились принятию этой спускаемой сверху и насаждаемой властью лжи.


Инициатива Европейской Реформации шла снизу, от народного поиска Правды; а инициатива событий Раскола шла сверху, от самой светской и церковной власти, которая, разумеется, не ожидала всех печальных последствий от попытки введения своих церковных «новшеств», не ожидала, насколько глубоко они расколют и церковь, и общество. Но не всегда народ ведёт себя как стадо послушных баранов и овец. Народ, в значительной массе своей, отказался принять за обязательную правду очевидную ложь.


И понятно, что и там, и тут, и в Европе, и в России, в форму религиозного протеста выливался мощнейший протест моральный и социальный, требование социальной справедливости. Жить по Богу — значит жить и поступать по справедливости. Идти против Правды и Справедливости — значит идти против Бога.


Конечно, современному наблюдателю бросается в глаза чрезвычайная мелочность тех видимых причин, из-за которых шли столь яростные и кровопролитные споры во времена церковных реформ патриарха Никона (как то: писать «Исус» или «Иисус», креститься двумя или тремя перстами, из-за чего все верующие в «Исуса» и крестящиеся двуперстием были преданы анафеме).


Хотя уже давно отмечалось, что сущность всех этих споров сводилась к одной проблеме:


Кто есть носитель религиозной истины: власть — или народ?


И здесь стоит поставить вопрос и так:


Кто из них — власть или народ — является носителем Русской Идеи?


Об этом писал и философ Владимир Соловьёв, и многие наши историки и философы.


За стремлением исправить русские богослужебные книги по греческим образцам стояла «византийская прелесть», крылась сладостная (и, по сути, далеко не религиозная) мечта царя Алексея Михайловичазавоевать Константинополь, возродить, сопричастную Москве, Византийскую империю и стать единым императором России и Византии (или посадить на Константинопольский престол своего сына). Сам патриарх Никон при этом мечтал стать единым Вселенским Патриархом.


Здесь всё та же фундаментальная подмена Бесконечного — конечным, духовного — плотским, Бессмертного — смертным. Подмена транс-когнитивного, транс-формального, спиритуального, мистического диалектизма — формальным рациональным дуализмом.


В народе же, среди тех же искренних сторонников старой веры, хорошо помнили, что сказано было:


«Царство Моё не от мира сего».

(Евангелие от Иоанна 18:36)



Протопоп Аввакум


Самая яркая фигура всего Русского Раскола — это, несомненно, протопоп Аввакум Петров (1620-1682), «мистический большевик», священник, проповедник, главный идеолог старообрядчества и очень талантливый писатель, автор автобиографического «Жития протопопа Аввакума», одного из ярчайших памятников древнерусской литературы и самого древнерусского языка, также ряда полемических сочинений, посланий и писем своим единомышленникам.


Родился под Нижним Новгородом в семье приходского священника. В 15 лет потерял отца. В 17 лет, по указанию матери, женился на бедной 14-летней сироте, дочери кузнеца, которая стала ему верной женой Анастасией Марковной, претерпевшей вместе с ним множество тяжелейших передряг, и о которой он с уважением и любовью пишет в своём «Житии».


В 22 года он стал диаконом, в 24 — попом. С молодых лет он отличался крайней строгостью убеждений, ревностным подвижничеством и суровым аскетизмом. В своём приходе он беспощадно обличал во всех грехах и священников, и мирян, и представителей мирской власти, чем не раз приобретал себе ненавистников и врагов.


Ему было 28 лет, когда его приход посетил знатный воевода Василий Шереметев, которому нажаловались на самоуправство Аввакума. Тот ограничился коротким разговором и велел священнику благословить своего сына. Но Аввакум увидел, что сын его бреет бороду, и отказался его благословить. Шереметев приказал бросить мятежного попа в Волгу, но тому удалось выплыть и спастись.


В 1651 году, в 31 год, он бежал от своих преследователей в Москву, где стал известен своей учёностью и ревностью в делах веры. Познакомился с самим царём Алексеем Михайловичем. Участвовал в «книжной справе» по сохранившимся древнерусским образцам, и стал резким противником, когда вместо древнерусских образцов было приказано взять для исправления богослужебных книг образцы греческие. 


Он был другом будущего патриарха Никона, подвизался вместе с ним в одном духовном «Кружке ревнителей благочестия», но затем радикально разошёлся с ним, стал яростным противником его «грекофильских» церковных реформ, и они стали смертельными и непримиримыми врагами.


В 1653 году, когда ему было 33 года, за критику реформ Никона и за отказ принять «новые книги» он был брошен в подвал Андроникова монастыря, после чего был сослан царём в Тобольск, затем в Енисейск и дальше в Забайкалье, где был присоединён к отряду воеводы Афанасия Пашкова, посланного для завоевания Даурии, в верховьях Амура (в результате которого Даурия осталась без дауров). 


Аввакум стал публично и без страха критиковать Пашкова за его неправильные, как он считал, действия. В ответ Пашков велел сбросить всю семью Аввакума с лодки-плоскодонки в Ангару. Слава Богу, всем удалось спастись. Аввакум не унимался в своих обличениях действий Пашкова, и тот сначала самолично избил непокорного священника, потом приказал дать ему ещё 72 удара кнутом и бросить в Братский острог, где тот просидел немалое время.


Потом он был условно освобождён, но и на условной воле ему с семьёй пришлось претерпеть множество невзгод: во время бурь, особенно на Байкале, тонули лодки, зимой страдали от холода и неустроенности. От голода умерли его два малолетних сына.


В 1663 году, когда Никон попал в опалу, царь возвратил Аввакума в Москву. Но Аввакум отказался идти на компромиссы с властью и продолжал, устно и письменно, яростно обличать церковные реформы как абсолютно богопротивные, за что в 1664 году его сослали с семьёй в Мезень, где он пробыл полтора года.


В 1666 году он был возвращён в Москву, где снова отказался отречься от своих убеждений, был лишён духовного сана и предан анафеме как еретик. Многих его соратников в это время казнили.


В 1667 году он был наказан кнутом и сослан в Пустозерск (город в низовьях Печоры, 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар, полностью исчез в 1962 году). При этом двоим его товарищам, Лазарю и Епифанию, за «еретические речи» вырезали язык.


Аввакум 14 лет просидел в Пустозерске в земляной тюрьме, не переставая проповедовать и рассылать грамоты, послания и письма, и где он написал своё знаменитое «Житие».


В 1682 году, когда ему был 61 год, он был, вместе с тремя товарищами, сожжён в Пустозерске в деревянном срубе.



Его жена и дети оставались в Мезени, где не раз обвинялись в пособничестве раскольникам, все пережили заключение в земляной тюрьме и другие гонения.


Настасья Марковна была освобождена из заключения лишь в 1693 году. Умерла в Москве в 1710 году, уже в царствование Петра, в возрасте 86 лет.



Аввакум автор 43 сочинений. Многие исследователи считают его родоначальником русской авторской прозы, и что его судьба наложила неизгладимую печать на судьбу всей русской литературы.


Большинством старообрядцев он почитается как священномученик и исповедник.


На почти исчезнувших и заросших развалинах Пустозерска, среди мхов, трав и кустарника нижнепечорской тундры, на предполагаемом месте казни Аввакума и его товарищей, установлен памятный крест. 



Боярыня Морозова и её сестра Евдокия Урусова


Феодосия Морозова (1632-1675), урождённая Соковнина, знаменитая боярыня Морозова с картиныСурикова, в 17 лет вышла замуж за царского спальника Глеба Морозова, родственника Романовых. Её муж унаследовал огромное состояние своего бездетного брата, очень влиятельного при царском дворе, Бориса Морозова. В 30 лет она стала вдовой и фактической хозяйкой всего состояния обоих братьев (при своём малолетнем сыне Иване, формальном наследнике).


Историк Сергей Соловьёв пишет:


«Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».


Стала последовательницей протопопа Аввакума и противницей реформ Никона. После смерти мужа, всячески «усмиряла плоть», усердно постилась, носила власяницу. Молилась дома «по древним обрядам». Принимала и укрывала у себя в доме гонимых сторонников старой веры.


В 1670 году, в 38 лет, приняла тайный постриг в монахини по старым правилам и стала уклоняться от всех официальных церковных и светских мероприятий.


Какое-то время её защищало от решительных гонений со стороны царя заступничество царицы Марии Ильиничны (1-ой жены царя). Алексей Михайлович неоднократно посылал ей с увещеваниями важных родственников, чтобы уговорить принять церковные реформы; она отвечала отказом. Царь стал отбирать у неё поместья и другое имущество, но и это не помогло ему. 


В 1671 году она отказалась, под предлогом болезни, принять участие в свадьбе царя с Натальей Нарышкиной (его 2-я жена, мать будущего императора Петра), что вызвало особый царский гнев, как проявление самой решительной нелояльности.


В конце 1671 года целая духовная комиссия пришла увещевать мятежную боярыню и её младшую сестру княгиню Евдокию Урусову (1635-1675), её единомышленницу и сподвижницу, но обе сестры отказались отречься от старой веры, и были закованы в кандалы.


Феодосия была отправлена в заключение в Чудов монастырь, где она смогла вести переписку с Аввакумом, который её увещевал и поддерживал. Вскоре умер её сын Иван. Всё её имущество было конфисковано в царскую казну. Двое братьев мятежных сестёр были отправлены в ссылку.


Сам патриарх Питирим, в соприсутствии с множеством представителей духовных и светских властей, пытался уговорить непокорную боярыню принять новые церковные правила, но совершенно тщетно. Феодосия отказалась стоять перед патриархом, а также воспротивилась его попытке помазать её, как больную, освящённым елеем. 


В 1674 году Феодосия, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница, жена стрелецкого полковника, Мария Данилова были доставлены на Ямской двор, где их пытали на дыбе, а также огнём и железом, пытаясь добиться их отречения от старой веры, но ничего не добились.


Обе сестры были сосланы в Боровск и заключены в земляную тюрьму. Их 14 верных слуг, тоже сторонников старой веры, были сожжены в срубе. 


В сентябре 1675 года скончалась от полного истощения Евдокия Урусова (ей было 40 лет).


Через два месяца так же умерла от голода Феодосия Морозова (ей было 43 года).


Старообрядцы почитают обеих сестёр как преподобномучениц и исповедниц.



Восстание Соловецкого монастыря (1668-1676)


В 1668 году власти в Москве назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника и проводника никоновских церковных реформ архимандрита Иосифа. Но монахи на общем соборе отказались его принять, изгнали его из монастыря и выбрали настоятелем архимандрита Никанора, защитника старой веры. Властью это было воспринято как бунт.


3 мая 1668 года царским указом для приведения мятежной обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско под командованием Игнатия Волохова. После уговоров покориться царской воле и принять новые церковные порядки, они хотели силой войти в монастырь, но были встречены огнём из монастырских пушек и отступили.


Соловецкому монастырю уже приходилось противостоять шведам, и он был укреплён и хорошо вооружён, а монахи (425 на 1657 год) владели воинскими навыками, умели обращаться с пушками, пищалями и холодным оружием. Имелся в монастыре и запас продуктов на случай осады. 


Поморы с Соловецких островов и с берегов всего Белого моря, почти сплошь суровые старообрядцы и ненавистники никониан, также активно снабжали продовольствием защитников мятежного Соловецкого монастыря и пополняли собою их ряды.


Первые годы осада взбунтовавшегося монастыря велась очень вяло, только в летние месяцы, а на зиму сворачивалась. Но количество войска осаждавших постепенно увеличивалось.


В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов, с дополнительными немалыми силами, и с указаниями начать самые активные военные действия против монахов-бунтовщиков, включая обстрел стен монастыря из пушек.


7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за «царя-ирода».


В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батареями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни.


В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 


2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.


18 января 1676 года чернец Феоктист, перебежчик и предатель, сообщил Мещеринову, что в монастырь можно проникнуть тайным ходом, изо рва и через заложенное кирпичами окно, которое не слишком сложно освободить.


1 февраля 1676 года, тёмной снежной ночью, отряд в 50 стрельцов, ведомый предателем, смог проникнуть в монастырь. Они добрались до монастырских ворот и отворили их, чтобы впустить тайно подошедшие основные силы.


Защитники монастыря спохватились слишком поздно, только 30 человек сумели оказать вооружённое сопротивление, но погибли в неравном бою. Почти все обнаруженные карателями защитники непокорного мятежного монастыря, монахи и миряне, несколько сот человек, погибли в короткой и жаркой схватке.


В живых осталось 60 человек, 28 из них были казнены сразу, остальные позже. Их жгли огнём, топили в проруби, вешали, подвешивали вниз головой, подвешивали на крюках за рёбра, обезглавливали, четвертовали, замораживали во льду заживо.


Из 500 защитников в живых осталось лишь 14, которые были отправлены в заточение в Кольский и Пустозерский остроги.


Защитники Соловецкого монастыря были в 18 веке канонизированы у старообрядцев как мученики.



Гонения на раскольников (старообрядцев)


В 1656 году в Хутынском монастыре в Новгороде (по другой версии в Палеостровском монастыре) был заключён и тайно убит по приказу Никона епископ Павел Коломенский, кандидат на патриарший престол, который считается у старообрядцев 1-м иереем мучеником за старую веру.


В 1865 году царевной Софьей был издан указ «Двенадцать статей», по которому всех «хулителей Церкви», укрывателей раскольников и явных врагов церковных реформ было велено нещадно пытать и казнить, через сожжение, мечом и иными средствами, а иных подозрительных бить батогами, лишать имущества и ссылать по монастырям.


В 1687 году при штурме царскими войсками восставшего Палеостровского монастыря на Онежском озере в огне погибло от 2000 до 3000 старообрядцев.


В 1719 году поселение старообрядцев на реке Керженце в Нижегородской губернии было разгромлено царскими войсками под руководством архиепископа Питирима. На Керженце было около 100 скитов, где проживало примерно 700 иноков и 2000 монахинь. После разгрома уцелело только два скита. 


В 1734 году старообрядцы в поселении на реке Ветке в Белоруссии приняли через миропомазание епископаЕпифания, который в течение года поставил 14 священников. После чего поселение старообрядцев было окружено царскими войсками, и все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены. Было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы на церковные службы, увещевали принять «православие», содержали скованными в цепях, посылали на непосильные работы.


Всех же жителей Ветки было захвачено 40 000 человек — мужчин, женщин и детей. Их сослали в Забайкальский край, в Восточную Сибирь, за семь тысяч километров от Ветки. Епифаний был заключён в Киеве в Печерскую крепость, где вскоре и скончался.



Всего в результате всех гонений, казней, сожжений и самосожжений погибли сотни тысяч старообрядцев, по некоторым оценкам свыше миллиона. Многие тысячи покинули Россию и рассеялись по всему миру, вплоть до Канады и Аргентины…


Большинство исследователей считают реформы Никона с исправлением церковных книг абсолютно не обоснованными с научной точки зрения.


Многие старообрядцы до сих пор считают патриарха Никона Антихристом.


5.10.2005

21.2.2024



2. Что впереди?


Что впереди — Новая Реформация или Новый Раскол?


У России, у Европы, у всего мира…


Сколько было зверств, насилий на этих «духовных» путях, сколько было пролито крови и слёз!..


Хотим ли мы повторения этого? 


Вопрос риторический — но можно ли будет избежать социальных и политических катаклизмов, и новых насилий и репрессий, если в массовом сознании действительно начнётся какой-то достаточно серьёзный духовный переворот? 


Или если верховная власть вдруг затеет какую-нибудь «духовную реформу», не осознавая всех её последствий?..


А ведь нам так нужна «новая идеология»! Так нужна!.. Так нужны «новые скрепы»! Ибо старые — уже так трещат! Просто катастрофически трещат! Даже непонятно, что от них вообще осталось…


История показывает, что такие процессы очень мало контролируемы. И всегда очень велик соблазн попытаться как-то управлять этими событиями с помощью прямого насилия — не только со стороны политических, но и со стороны духовных лидеров. Собственно, духовные лидеры поневоле влезают в политику, причём в политику самую грязную и самую страшную.


Можно ли вообще избежать этого? И не получится ли опять «как всегда»?..


Наверное, прежде чем делать Новую Реформацию, надо как можно лучше разобраться со всеми старыми попытками религиозных реформ и революций, тщательно изучить их положительный и отрицательный опыт. Понять законы Истории. Понять Смысл Истории.


Понять самого человека. Понять самих себя. Понять Смысл Всего


Если мы действительно искренне, и всей душой, хотим Истинной Реформации — мы должны учиться. Учиться много, упорно и серьёзно. Учится самостоятельно — и всем вместе. Иначе все наши прекрасные мечты могут пойти прахом. Хуже того — могут обернуться новыми ужасами!..


Или же нас опять, неизбежно, ждёт какая-нибудь новая Варфоломеевская ночь?.. И далеко не одна?..


Умеем ли мы учиться, в том числе, и на самом горьком опыте человечества? На опыте даже самых отчаянных духовных поисков, которые так часто выливаются в очень не духовные последствия?.. Умеем ли мы думать, познавать, подлинно искать Истину?..


Умеем ли мы верить? Любить? Молиться?.. 


Да направит нас Господь на путь Познания, на путь Истины!.. И да исправит Он мысли наши и сердце наше!..


5.10.2005 5:25



3. В чём Высший Смысл?


Знал ли Христос, что во имя Его будут сжигать на кострах людей? Если знал — значит, все эти ужасы, как и вообще все ужасы мира сего, должны иметь некий Высший Смысл. Если мы поймём этот Высший Смысл — никакие ужасы нам будут не страшны. Ни в физическом, ни в моральном смысле. Хотя, наверное, и не в том смысле, что мы сами должны будем творить эти ужасы…


Истинное Пробуждение и должно быть спасением от всех страхов и ужасов, от всех гадостей и мерзостей, от всех бед и страданий нашей жизни. Оно должно разрешить все проблемы нашего суетного мирского существования. 


Надо изучать опыт всех пробуждений Духа, всех пробуждений Веры — и в истории христианства, и во всей человеческой истории. Только тогда мы сможем понять — КАК это происходит, и КАК это может произойти сейчас. И — ЧТО мы можем сделать для Нового Пробуждения, и что мы ДОЛЖНЫ для этого сделать.


Не должно ли придти Новое Откровение — как некое новое откровение ВЕЧНОГО ЕВАНГЕЛИЯ? И не должно ли именно оно объединить всё человечество и весь мир?..


Достоевский (и не он один) верил, что это Последнее Слово, окончательное и решающее слово всеобщего примирения человечества, должно быть сказано именно в России. Он говорил, что быть русским — это значит быть братом всех людей, и что в примирении идей — примирение людей.


В чём и заключается Русская Идея


Которая была понята в Русской Революции — как Красная Идея


Некоторыми исследователями сама Русская Революция рассматривается как Русская Реформация...


А Идея — по сути — всегда всё та же…


По сути — это Абсолютная Идея, это — Мировая Мечта; но кто её должен выразить и высказать — если не мы?..


Насколько мы действительно соответствуем этому призванию? Если в этом действительно — наше историческое Призвание свыше?..


Хотя — да: прежде надо — «родиться свыше»


6.10.2005 3:54



4. Пробуждение к Единству


Да, надо помнить:


«...Весь мир лежит во зле».

(1-е послание Иоанна) 


Весь наш мир — под проклятием греха, а грех — разделяет. 


Грех — это разделение и рознь.


И разделение — начинается с раздвоения, с дуализма нашего мировосприятия…


И никакого подлинного Единства в нашем суетном и греховном мире, полном насилия, вражды, злобы, ненависти, агрессии, лжи, обмана, невежества и иллюзий быть не может.


Ещё раз вспомним: 


«Царство Моё не от мира сего».

(Ин. 18:36)


Это не отрицание нашего мира самого по себе — а отрицание его отделённости от Мира Абсолютного, где снимаются все противоречия между конечным — и Бесконечным, смертным — и Бессмертным.


Только это Царство Христово, где осуществлены гармония и единство Плоти и Духа, как в Самом Христе, и может быть царством действительного Единства. Всякое иное единство — условно и иллюзорно.


Мир разделён, и полон лжи и насилия — но он должен в корне измениться, обновиться и преобразиться. 


«...Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает Правда».

(2-е Петра 3:13)


И должно сбыться, как предсказано:


«Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков».

(Откровение 11:15)


Единство грядёт!


Но ведь Царство Божие — Царство Всеединства, Гармонии и Любви — внутри каждого из нас. 


«Царствие Божие внутрь вас есть».

(Лука 17:21)


И утвердиться и воцариться оно может только тогда, когда мы его в себе почувствуем, поймём и осознаем, не раньше. 


И осознание этого Царства Божьего в себе — Царства Живой и Разумной Бесконечности — Царства Вечной Жизни и Вечной Любви — Бесконечной Жизни и Бесконечной Любви — и есть Пробуждение.


7.10.2005 4:15



5. Покаяние как Духовная Революция


Никакая истинная, действительная Реформация не может произойти, если мы не осознаем в себе Христа — Бога — Царство Божие. Ибо именно это пробуждённое и просветлённое сознание мы и должны нести миру. 


Но этому пробуждению и осознанию препятствует наша лень, наша тупость и ограниченность, препятствует наша порабощённость внушёнными штампами, невежеством и грехом. 


Поэтому осознанию нами в себе Божественного Начала должно предшествовать глубочайшее осознание нами своего невежества и своей греховности. И власть над нами столь привычного мирского греха и всего этого греховного, лживого, суетного мира, со всеми его животными страстями и лживыми соблазнами — должна стать для нас совершенно невыносимой и более недопустимой! 


Без глубочайшего и самого искреннего ПОКАЯНИЯ — не может быть пробуждения Духа!


Апостол Павел настаивает:


«Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».

(2 Кор. 13:5)


Так то мы — или не то, чем должны быть?..


А когда станем?..


Не будет ли слишком поздно?..


9.10.2005 5:25



6. Будущее человечества — Мировая Семья


Может ли вдруг покаяться и пробудиться какая-либо отдельная церковь, отдельная конфессия или деноминация, или, извиняюсь, секта, или отдельная община?


Можно ли ожидать покаяния и пробуждения от РПЦ МП? 


А от кого?..


Наверное, те души, которые пробудились, и составляют собой Истинную Церковь — и составляют одно с Единой Церковью, Вселенской Церковью, которую создавал Христос. 


А где они при этом физически и исторически находятся — на каком внешнем удалении — хоть в разных мирах — не имеет принципиального значения. 


Единая Церковь — Вселенская Церковь — это Мировая Семья. Которая понималась и как Мировая Коммуна


Бог знает Своих. И для Него нет чужих, как для людей. И Свои узнают друг друга в Боге, в Духе, всё животворящем. В Боге для всех. В едином истинном Боге, Который наполняет Собою всё...


Сам Христос — умерев и воскреснув — наполняет, как сказано, Собою всё…


И призывает всех нас — подражать Ему и следовать за Ним!..


«Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь...»

(Иоанн 14:6)


И это — действительная полнота Истины, Жизни и Любви…


Если раскрыто сердце…


13.10.2005 7:26



7. Всё сеть Одно. Метанойя


Должна ли Грядущая Реформация носить сектантский, сепаратистский — или экуменический характер?


Конечно, это, в идеале, должен быть такой экуменизм, который снимет, раз и навсегда, все противоречия, раздирающе человечество.


Но если Бог Един — то почему мы до сих пор не едины?..


Не потому ли, что до сих пор не поняли, что если Бог Един — то БогЧеловек и Космос суть Одно?..


И путь к этому — как сказано в греческом подлиннике Нового Завета — метанойя, что в Синодальном издании переведено как «покаяние».


Или паранойя — или метанойя; другого пути нет для человеческого разума…


Или катастрофа — или метастрофа. Как прорыв в реальность высшего порядка…


Метанойя — это буквально «прорыв в сверх-сознание», метафизический и метапсихический, транс-формальный и транс-когнитивный. Это переход от «фонарного мышления» — к «лазерному мышлению». Это достижение диалектического, металогического синтеза, транс-когнитивной транс-реальной сингулярности.


Это и есть — настоящая Духовная Революция, без которой никакая реформация невозможна…


13.10.2005

21.2.2024


(отредактировано 21.2.2024)


Комментариев нет:

Отправить комментарий